Субботний ужастик

Творческая ролевая игра, основанная на ужастиках о монстрах

Что понадобится

Много игральных кубиков, много чистых карточек, карандаши и ручки.

В двух словах

Игровой процесс различает две фазы: сценарий и съёмки. При работе над сценарием вы придумываете элементы, которые понадобятся на съёмках: роли, сеты, штампы и побочные линии. Съёмки проходят в 3 акта, перед каждым из которых игроки проводят сценарное собрание. Каждый акт состоит из нескольких сцен. Акт заканчивается, когда все задуманные для него штампы исполнены. По окончании всех актов фильм переходит к Развязке, в которой либо монстра, либо героев убивают.

Правила игры

«Субботний ужастик» разрешает любые конфликты между персонажами через бросание горстей кубиков. Есть два метода разрешения конфликта: проверка и состязание (которое по сути многоэтапная проверка). Каждая проверка или состязание проходит между двумя игроками и олицетворяет собой конфликт двух персонажей, либо персонажа и сета.

Суть такова: у каждого игрока есть бюджет — запас кубиков в его распоряжении. Для проверки каждый игрок делает ставку, несколько кубиков из своего бюджета. Затем игроки бросают кубики из ставки и подсчитывают свои успехи: успехом считается кубик с числом меньше либо равным, чем показатель Экранного Времени персонажа. Игрок, у которого меньше успехов, теряет кубики. Количество потерянных кубиков равно разнице между количеством выпавших успехов у игроков.

Например: Боб и Бетани борются за Священный железный крест. Боб ставит 5 кубиков, а Бетани — 4 кубика. У Боба Экранное Время 2, а у Бетани — 3. Боб выкидывает 1, 2, 2, 3 и 5: это 3 успеха (именно столько кубиков ниже или равны 2, Экранному Времени Боба). Бетани выкидывает 1, 3, 4 и 6 — это 2 успеха. Бетани теряет 1 кубик (3 — 2 = 1) из своей ставки. Если бы это было состязание, то оба бы продолжили бросать кубики, пока ставки бы не иссякли; однако при проверке дело заканчивается одним броском. Итог: Боб получает Священный крест.

В случае проверки, одного броска достаточно. В случае состязания броски продолжаются, пока у кого-либо не кончатся кубики в ставке.

Игровой процесс

Ещё до первого сценарного собрания фильму нужны три сверхважных вещи: монстр, окружение и название.

Игроки договариваются о монстре. Выберите любого монстра из кино — мумию, вампира, гигантскую гориллу, похотливого рыболюда, пришельца-паразита, кого угодно. Возьмите карточку и запишите на ней имя монстра и любые особые способности, которые посчитаете подходящими. Поставьте показатель Экранного Времени 4. Запишите ещё один показатель — Кубики Монстра, равные 0. Наконец, у каждого монстра есть «спусковой крючок» — событие, после которого монстр появляется в фильме. Подробнее об этом в главе «Монстр».

Важное замечание насчёт монстров — они неуязвимы. Никто не может расправиться с монстром до Развязки. Попытки побороть монстра ничего ему не сделают.

Далее определитесь с окружением: жуткий замок, городок в Новой Англии, торговый центр, открытый космос… Окружение оказывает большое влияние на игру — ужастик про мумию в Древнем Египте будет сильно отличаться атмосферой от ужастика про мумию в открытом космосе.

И наконец, самое важное — придумайте название! Пусть оно будет ярким — например, из одного меткого слова, как у фильмов конца 70-х: «Мерзость», или «Монстроид», или типа того. Или что-то из области фильмов категории Б: «Замок безумного учёного», «Пещера людей-обезьян»… Или что-то сюрреалистичное: «Зелёная Рыба и Жижа» или «Мумия в космосе!!».

Это ваш фильм, нет предела фантазии!

Сценарий

В фазе работы над сценарием вы придумаете элементы, которые понадобятся на съёмках: роли, сеты, штампы и побочные линии.

В начале первого сценарного собрания у каждого игрока бюджет в 12 кубиков. Игроки участвуют по очереди. В свой ход игрок создаёт любое число «бесплатных» элементов — штампов и побочных линий. Как только игрок покупает «дорогой» элемент за кубики из своего бюджета — обычно роль или сет — ход переходит по часовой стрелке. Каждый элемент записывается на карточке. Так продолжается, пока кто-нибудь не «закрывает» собрание, и игра не переходит к съёмкам.

Вот описание всех четырёх элементов:

Роли

Это персонажи фильма. На каждой антарктической исследовательской станции есть персонал, в каждой баварской деревушке — разъярённая толпа с вилами, и в каждом торговом центре — продавцы ресторанного дворика и охрана.

Есть три уровня ролей: статисты, второстепенные персонажи и звёзды. У каждого персонажа есть показатель Экранного Времени, зависящий от уровня роли, а также может иметься Спасительная Оговорка.

Статисты — это безликие фигуры, обычно быстро становящиеся пищей для монстра, чтобы звёзды сумели спастись. Статисты имеют Экранное Время 1, и создать их стоит 0 кубиков. Статисты считаются «бесплатными» элементами, если только на них не потратят кубики.

Второстепенные персонажи помогают звездам сиять. Они живут несколько дольше, чем статисты, но не кардинально. Второстепенные персонажи имеют Экранное время 2 и стоят 1 кубик.

Звёзды — главные герои, вокруг которых крутится действие. Они могут дожить, а могут и не дожить до титров. У звёзд Экранное Время 3, а также Спасительная Оговорка 1.

Спасительная Оговорка — своего рода дополнительная жизнь. Если персонажа схватил монстр, то его не убивают (хотя может стрястись что-то другое, тоже ужасное). Каждый уровень Спасительной Оговорки годится ровно один раз. Допустим, если у Бетани 1 уровень Спасительной Оговорки, то после первого раза монстр оставит её без сознания на полу, но при следующей встрече — разорвёт в клочья. Каждый уровень Спасительной Оговорки стоит 1 кубик.

Не все роли обязаны быть героическими. Возможны и злодеи. В старых голливудских фильмах злодеи управляли монстром, чтобы чинить козни своим врагам — например, Бела Лугоши в фильме «Дьявольский нетопырь / The Devil Bat» или жрец в сиквелах к «Мумии» от Universal. Это олицетворяется гигантским запасом Спасительной Оговорки. Таким образом, хотя злодей обычно лишь второстепенный персонаж, у него может быть 4-6 уровней Спасительной Оговорки. Когда-нибудь она закончится, ведь мы знаем, что в итоге злодей всегда получает своё от лап монстра.

Сеты

Сеты — это отдельные места, выполненные в декорациях, где снимаются сцены. Сеты крайне конкретны: «пирамида» — это не сет, но «зал с алтарём в пирамиде» — сет. К каждому сету прилагается набор реквизита, которым может воспользоваться любой присутствующий. Например, у музее может быть такой реквизит как «средневековый меч», а на бензоколонке — «монтировка». Сет стоит 1 кубик, а реквизит бесплатен.

У сета тоже есть показатель Экранного Времени. Сеты начинают с Экранным Временем 0, но могут быть прокачены по +1 Экранного Времени за каждый дополнительно потраченный кубик, до максимума в 5 кубиков. Как только какой-либо игрок прокачивает Экранное Время сета за кубики, его сценарный ход закончен, и очередь переходит по часовой стрелке.

Штампы

Ото всех жанровых фильмов ожидают соответствующих штампов: безумные учёные всегда произносят речь «Меня считали психом, но теперь я им докажу!», столкнувшиеся автомобили всегда взрываются, у беременных женщин всегда начинаются схватки, а собаки всегда рычат на оборотней.

Штампом может стать любое событие, которое вы считаете достаточно важным для записи на карточке. Как только штамп разыгран, он считается исполненным, и карточка выбрасывается. На каждой карточке штампа должен быть собственно штамп, задействованные персонажи (если есть) и в каком акте он должен исполниться (первом, втором или третьем).

Штампы важны потому, что акт не считается законченным, пока все соответствующие штампы не исполнятся. Штампы создаются бесплатно.

Побочные линии

Побочные линии — это дополнительные проблемы, в которых замешаны персонажи помимо основной проблемы, то есть монстра. В отличие от штампов, побочные линии могут быть разыграны снова и снова. Побочные линии в фильмах — это обычно скучные части между нападениями монстра, которые помогают нам «сопереживать» героям.

Например, побочной линией может быть обида сына на отца. Или квартирохозяйка, выселившая молодую пару. Или учёный, который хочет захватить монстра живым, в то время как другой учёный просто хочет спастись.

Карточки побочных линий содержат собственно побочную линию и задействованных персонажей — хотя бы одного. Побочные линии создаются бесплатно.

Закрытие собрания

Сценарное собрание оканчивается, когда кто-либо из игроков в свой ход вместо создания элементов закрывает собрание и начинает съёмки. Во время съёмок можно создавать только статистов и сеты.

Съёмки

Съёмки состоят из 3 актов и Развязки. Акт разыгрывается по сценам, между которыми игроки пополняют свой бюджет кубиков. Между актами проводится дополнительное сценарное собрание. Во время Развязки либо удаётся одолеть монстра, либо он одерживает победу над непогрешимыми белозубыми героями (поделом).

Перед каждой сценой все карточки, участвующие в игре, перемешиваются и сдаются игрокам. Игроки могут сменять до 3 своих карточек — но при этом разрешено называть только элемент, например, «Мне нужна роль» или «Кто-нибудь отдаст сет за штамп?». Сцена начинается, когда кто-либо из игроков потратит хотя бы один кубик, чтобы получить «режиссёрское кресло», а затем разыграет хотя бы одного персонажа и один сет. Сцена заканчивается, когда игрок в режиссёрском кресле решает закончить её. Сцена проходит в рамках одного сета, или же при съёмках экшена действие может перейти на соседний сет — например, в случае погони из одной комнаты замка в другую. Любая другая радикальная смена декораций на не-соседний сет считается другой сценой.

Режиссёрское кресло

Игрок должен находиться в режиссёрском кресле, чтобы разыграть карту (кроме вынужденного разыгрывания карты), чтобы создать статиста или сет, инициировать проверку или состязание или же вынести суждение, касающееся текущей сцены. Чтобы получить режиссёрское кресло, игрок должен потратить хотя бы один кубик и заявить, что теперь он в режиссёрском кресле. Это может произойти в любой момент. Любой игрок может оспорить претензию, потратив больше кубиков, чем претендент. Это может перерасти в аукцион за кресло. Победитель тратит все поставленные кубики, а проигравший не тратит ничего.

Игроку не требуется режиссёрского кресла, чтобы произнести реплику за любого персонажа, действовать за собственного персонажа или чтобы бросить кубики в проверке или состязании.

Разыгрывание карт

Только игрок в режиссёрском кресле может разыгрывать карты в рамках сцены, если только разыгрывание карты не навязано действием карты другого игрока. Разыгрывание карты вводит соответствующего персонажа в сцену. Персонажи, которые официально находятся в другом месте, например, заключены в темнице или пойманы в логове монстра, не могут быть введены в сцену, пока их не освободят. Только игрок, который разыграл персонажа, может действовать за этого персонажа. Разыгрывание карты штампа или побочной линии может заставить других игроков помимо режиссёра разыграть свои карты персонажей.

Только один сет может быть «активным» в любой момент времени. Когда экшен смещает действие на соседний сет, например, в случае погони, это вынуждает разыграть карту соответствующего сета. Таким образом могут быть разыграны только карты сетов, считающихся «соседними» к «активному» сету, и только когда этого требует остросюжетная сцена. Если на новом сете происходит ещё один экшен, это считается новой сценой, а текущая заканчивается.

Только режиссёр может разыграть карту штампа. Этот штамп тут же случается в фильме. Все персонажи, перечисленные на штампе, считаются «активными» и должны быть разыграны теми, у кого они на руках. Это не стоит игрокам кубиков.

Аналогично, когда игрок разыгрывает карточку побочной линии, он задействует соответствующих персонажей на руках игроков за столом. Карточка побочной линии может быть разыграна только в отсутствие других «активных» карточек побочных линий. Игрок в режиссёрском кресле решает, какие побочные линии по-прежнему считаются «активными».

Создание статиста или сета

Во время съёмок сцены создание статиста стоит 1 кубик, а создание сета — 2 кубика. Игрок должен сидеть в режиссёрском кресле, чтобы создать статиста или сет. Прокачка Экранного Времени какого-либо сета во время сцены стоит 2 кубика за каждые +1 к показателю.

Проверки и состязания

Только режиссёр может инициировать проверку или состязание. Для этого необходим конфликт либо между двумя персонажами, либо между персонажем и монстром, либо между персонажем и сетом. Примеры конфликтов между персонажами — драки, споры, попытки найти/спрятаться и так далее. Конфликты между монстром и персонажем включают всё перечисленное, плюс знаменитая «сцена преследования», разыгрываемая как состязание между монстром и персонажем. Конфликты между персонажем и сетом — например, подъём на отвесный утёс, пересечение реки, сопротивление урагану.

Проверки предполагают разовые броски между соперниками, а состязание — несколько бросков, пока не определится явный победитель. Во время состязания от игроков ожидается красочное описание каждого броска, снабжающее его подробностями — «он соскальзывает по замковой крыше, но умудряется схватиться за окно», «она спотыкается о торчащий корень, отшатнувшись от показавшегося из темноты вампира», «пальцы Слепого Вилли танцуют по грифу к вящему ошеломлению дьявольского гитариста». Подробности принимаются от всех за столом, но игроки контролируют разыгранных ими персонажей, так что имеют право вето на действия, с которыми не согласны.

Вынесение суждений

Иногда между игроками случаются разногласия о том, что сейчас происходит или как работают правила игры. Именно в таких случаях игрок в режиссёрском кресле должен принять скорое, но справедливое решение, чтобы не задерживать съёмки. Режиссёры не могут противоречить суждениям предыдущих режиссёров или намеренно наказывать других игроков своими суждениями.

Монстр

Разыгрывание карты монстра подчиняется особым правилам. Монстры не появляются просто так из разряжённого воздуха, чтобы начать портить всем жизнь. Большинство монстров имеют «спусковой крючок», предваряющий их появление (и который полезно использовать как штамп). Монстр Франкенштейна сначала должен быть сотворён, оборотни появляются только в полную луну, а радиоактивные рептилии выходят из моря после ядерных испытаний. Простым примером может служить посещение логова монстра. «Спусковой крючок» должен произойти до разыгрывания монстра.

Главный смысл жизнь монстра — догонять, хватать и убивать персонажей. Обычно это предполагает затянутую «сцену преследования» на основе правил состязания. Как только персонажа схватили, монстр его убивает, если только у того нет Спасительной Оговорки. За каждого убитого персонажа Кубики Монстра увеличиваются на 1. Кубики Монстра — это дополнительный запас кубиков, который игроки могут применять в пользу монстра в любых состязаниях или проверках, в которых участвует монстр.

Например, если монстр с Кубиками Монстра 3 преследует крестьянина, то игрок монстра может добавить в свою ставку 3 дополнительных кубика.

Персонажи, атакующие монстра в рукопашную, автоматически считаются «схваченными», если только у них нет Спасительной Оговорки. Атакующие персонажи со Спасительной Оговоркой теряют сознание (или иначе теряют дееспособность). Однако вполне имеет смысл атаковать монстра, пока он преследует другого персонажа. Тогда атакующий персонаж бросает число кубиков, равное своему экранному времени. Успехи вычитаются из ставки монстра, используемой против преследуемого персонажа.

Конец сцены

Режиссёр вправе закончить сцену, когда ему кажется, что действие исчерпано. Когда сцена заканчивается, определяются награды в бюджеты игроков, а карты сбрасываются, перетасовываются, сдаются, обмениваются, и новый режиссёр тратит кубики, чтобы начать сцену.

Награды

Награды в бюджеты игроков выдаются после каждой сцены. От того, как игроки действовали во время прошедшей сцены, зависит число кубиков, которое они добавляют в свой бюджет. Кубики добавляются в бюджет уже после того, как сцена завершена.

  • Игроки получают следующие награды после сцены:
  • Игрок получает 2 кубика за каждую разыгранную им карту штампа.
  • Игрок получает 1 кубик за каждую разыгранную им карту побочной линии.
  • Игрок получает 1 кубик за каждого разыгранного им персонажа, указанного на разыгранной кем-либо карте штампа или побочной линии.
  • Игрок получает 1 кубик за каждое состязание, где он победил.
  • Игрок не получает кубиков за выигранные проверки, разыгранные карточки персонажей и сетов.

Развязка

Когда все штампы исполнены, игра переходит к Развязке. Во время развязки либо выжившие персонажи побеждают монстра, либо он их. Монстр по-прежнему неуязвим для непосредственных атак. Однако все монстры уязвимы к «хитрым планам», которые персонажи придумывают совместно.

В начале Развязки все не имеющие отношения к происходящему карты вынимаются из колоды, колода перетасовывается и сдаётся. Затем разыгрываются все карты кроме побочных линий. Игроки объединяют части своих бюджетов в две горсти: «за монстра» или «за план». Игрок имеет право разыграть монстра, а затем положить несколько кубиков «за монстра» — или даже в обе горсти. Следует оставить часть бюджета на своих персонажей и на аукцион за режиссёрское кресло.

У плана показатель Экранного Времени равен 3.

Затем один игрок тратит кубики на режиссёрское кресло и начинает Развязку как обычную сцену. Монстру разрешается использовать свои Кубики Монстра только в состязании с планом.

Задача персонажей — затянуть монстра в «план». Как только план приводится в действие, монстр оказывается заперт в состязании с планом, где ставками являются ранее составленные горсти кубиков. Монстр добавляет Кубики Монстра к своей горсти. Если план побеждает монстра, то персонажи выиграли. Если монстр побеждает план, то выжившие персонажи могут попробовать придумать новый или же спастись. Как только персонажи спаслись или были убиты, или же монстр победил план, начинаются титры.

Оригинал в свободном доступе.Вы также можете прочитать и прокомментировать в Гугл-документе.