Сюжетостроение

Статьи о литературе и творчестве

Мой главный совет писателям полностью поменялся

Michael J Sullivan, автор цикла "Откровения Рийрии"

Всем привет, это снова я с очередными жалобами на состояние издательской индустрии. В последнее время в новостях промелькнуло много интересного, особенно о причинах снижения авторских доходов от Большой Пятёрки [прим. пер.: пяти ведущих издательств в Америке и Европе] и о том, как писателям стало ещё труднее заработать на жизнь (что, как заметил Джон Скальци, всегда было так), и я добавлю, что, по всей видимости, для писателей всё продолжает становиться хуже и хуже.

Многие говорят: "Ну, раз издательский бизнес в яме и издатели бедствуют, то это сказывается и на авторах". Логично, да? Только вот издатели отнюдь не бедствуют, а Simon & Schuster отчитались о лучшем годе в истории компании.

Причины этого:

  • "Страх" Боба Вудворда

  • Аудиокниги

  • Крепкий каталог прошлых лет

Первый пункт - исключение, так что его мы обсуждать не будем, однако последние два очень примечательны для нынешних писателей, которые рассматривают традиционное издание... и (что гораздо важнее) для традиционно издающихся авторов, подумывающих о самиздате.

Аудиокниги сейчас ОЧЕНЬ прибыльны (мой самый большой аванс был за ОДНИ ЛИШЬ аудиоправа на мою новую трилогию "The Rise and the Fall", что более чем в 2 раза больше аванса за печатные/электронные права на первые три книги "Легенд Первой Империи" и в 8 раз больше договоров по циклу “Рийрия”, подразумевающих печать, электронку и аудио).

Но как я уже говорил, Большая Пятёрка теперь во всех договорах требует аудиоправа, и когда те передаются издателю, автор получает гораздо меньше, поскольку (а) аванс тот же, хотя передаётся больше прав; и (б) роялти меньше, потому что автор получает либо процент процента (если издатель сам производит аудио) или процент процента процента (если они перепродают права подрядчику). Вы можете прочитать подробнее об этом у менеджера по аудиоправам Кёртиса Брауна.

Каталоги прошлых лет заслуживают внимания потому, что издатели (а) не делают почти ничего, чтобы продвигать их; и (б) заключили договоры, из-за которых эти книги остаются у издателя НАВЕЧНО. Все договоры Большой Пятёрки заключаются на всю длительность копирайта (которая истекает через 70 лет после смерти автора, если вы не знакомы с этими реалиями). Некоторые возразят: "Погодите, в этих договорах же есть условия возврата прав автору". Что, со всем уважением, просто смешно. Мой агент всегда говорил мне, что у меня "одно из лучших условий возврата прав из всех, которые ему доводилось видеть" (он это, если что, о договорах, которые я подписал до сотрудничества с ним), и он мечтает научиться выбивать такие условия возврата для других авторов. Но мне эти условия кажутся злой шуткой. Почему? Потому что пока книга зарабатывает хотя бы $500 в год, она считается "в печати" и права остаются у издателя... чего легко добиться даже без каких-либо вложений. Они не обязаны платить дополнительные авансы и даже печатать бумажные экземпляры, поскольку цифровые форматы - электронка и аудио - вполне покрывают эту статью. Подумайте, $500 в год - это $9.62 в неделю. Если электронный экземпляр стоит $9.99, что приносит мне $1.75 с экземпляра, издателю достаточно продавать 6 книг в неделю (меньше, чем одну в день), чтобы я никогда не вернул своих прав. Кроме того, как мне прожить на $9.62 в неделю?

Но если книга так мало зарабатывает, почему я лью слёзы по своим правам? Всё просто: когда я располагаю своей интеллектуальной собственностью, я добиваюсь ГОРАЗДО большего, чем издатель. Звучит неправдоподобно, да? Что ж, давайте посчитаем. В серии "Хроники Рийрии" опубликовано 4 книги: две ("Коронная башня" и "Роза и шип" в августе и сентябре 2013) издательством Orbit. Другие две ("The Death of Dulgath" и "The Disappearance of Winter's Daughter") вышли самиздатом в октябре 2015 и декабре 2017. Я заработал на 331% БОЛЬШЕ с самиздатных книг за 40 месяцев, чем с традиционно изданных книг - за 209 месяцев.

Что касается издания книг, я "испробовал всё" и везде имел успех: самиздат, традиционное издание, малая пресса, кикстартеры, издание в других странах, аудио - всё на свете. Я думаю, одна из причин моего успеха - это (а) я слежу за трендами книгоиздания; и (б) я приспосабливаюсь.

Я знаю многих традиционных и самиздатных авторов, и должен сказать - самиздатные с отрывом опережают в плане дохода в сравнении со своими традиционно публикующимися коллегами. Многие годы я говорил своим самиздатным друзьям: "Знаете, хотя бы попробуйте традиционный путь - у меня получилось, получится и у вас". Но в настоящее время я прихожу с советом уже к традиционным авторам, поскольку, хоть у меня этот путь и выгорел, я теперь им говорю: "Прекратите подписывать традиционные договоры."

Этот текст - не жалоба типа "ненавижу своего издателя". Поскольку это не так. Но это признание, что времена поменялись, и поскольку в нашей индустрии писателю всё сложнее прокормить себя, мы должны поступать так, как поступают издатели - то есть "максимизировать свой потенциал доходности".

Почему-то - может быть, потому что мы "выше этого" - мы не любим говорить о денежной стороне писательства. Я знаю, что для меня это не самое главное, но что это даёт - так это свободу. Свободу для меня писать больше, свободу для меня тратить столько времени, столько нужно, а не жонглировать работой и писательством, свободу публиковать что я хочу и когда хочу.

Знаете, может, все мы тоскуем по "старым добрым денькам", но это не значит, что надо прятать голову в песок и надеяться, что всё образуется, ведь, как правило, перемены к лучшему наступают у тех, кто готов взяться за собственную жизнь.

Вот, в общем, моя позиция, для меня она новая и кардинально другая, чем то, что я говорил последние 8 лет. Но, может, я совсем не прав, так что хотелось бы услышать мнения окружающих - авторов и писателей - что вы об этом думаете.

Оригинал в свободном доступе.Вы также можете прочитать и прокомментировать в Гугл-документе, а на Человеческих переводах - сравнить с оригиналом.