Системная ошибка

(фрагмент)

Это частичный перевод игры Cascade Failure, распространяемой бесплатно на DriveThruRPG.
Автор Greg Christopher.

Постапокалиптическое будущее

«Системная ошибка» — ролевая игра в постапокалиптическом будущем 2614 года, двадцать восемь лет спустя вселенской войны, которую теперь называют Большой Войной. Эта грандиозная катастрофа уничтожила большую часть человечества и космической разумной жизни. В результате экономические механизмы, делавшие межзвёздную цивилизацию возможной, понесли непоправимый ущерб, за которым вскоре последовало обрушение общества — Коллапс. Невообразимое насилие Большой Войны сменилось нехваткой ресурсов, отказом техники, тяготами, голодом и, в конечном итоге, мором.

Действие игры разворачивается после этих событий. Ещё остались старики, помнящие апокалипсис, но их очень, очень мало. Ничтожные колонии, сумевшие выжить, едва сводят концы с концами, и любые сведения об окружающей вселенной крайне ограничены. Наукоёмкие системы, бывшие кровотоком межзвёздной цивилизации, вышли из строя без надлежащего ухода. Достать запчасти почти невозможно, поскольку необходимые производственные процессы также нуждались в обслуживании и не могут существовать без редчайших материалов, часто завозимых из космоса.

«Системная ошибка» — игра о выживании в этих чудовищных условиях.

Большая Война

Многие века цивилизации удавалось развиваться без масштабной жестокости. Оставив Землю, человечество обнаружило другие разумные виды и благополучно вобрало их в своё межзвёздное сообщество. Поколение за поколением царили мир и гармония. Однако всё рухнуло в одночасье в 2586 году после военного конфликта между двумя людскими фракциями.

Развитие военных технологий обогнало стратегическую мысль о рациональным применении эти технологий. В результате зачинщики войны пребывали в заблуждении о последствиях своих действий. Всего через несколько недель сражений 90 % транспортных кораблей были уничтожены истребителями и интердикторами. Бомбардировка вывела из строя критические компоненты инфраструктуры во всех ключевых системах.

Без импорта каждая планета была вынуждена полагаться на собственные запасы. Но распределение даже этих запасов встречало огромные трудности из-за нарушения инфраструктуры и потерь среди малогабаритных кораблей. Когда обстановка накалилась до предела, некоторые планеты была захвачены или пали жертвой оружия массового поражения. Счётчик смертей зашкаливал.

Через год военных действий Большая Война окончилась из-за того простого факта, что ни одна из сторон не могла больше обеспечивать свои наступательные операции.

Коллапс

Без доступа к ресурсам жизнеобеспечения в течение года после конца Большой Войны из-за голода, обезвоживания, эпидемий и местных стычек погибло около 95 % всей человеческой жизни и подавляющее большинство среди других разумных рас. Почти все планеты лишились своей инфраструктуры. Без топлива прекратили работать современные транспортные системы. Группировки, владеющие оружием и средствами передвижения, использовали их для завоевания собственных феодальных углов. Ранее существовавшие политические системы были сметены бурей беззакония и гибели.

Нынешняя жизнь

Экономические системы, тысячелетия поддерживавшие жизнь во вселенной, уничтожены. Развитая медицина и все её плоды утеряны, и даже простейшие болезни собирают мрачную жатву среди беззащитных общин. Детская смертность скакнула до небес, а продолжительность жизни упала до уровня, невиданного со времён конных нашествий. В человеческом стаде выжили только крепкие, закалённые жестокой эпохой.

Большинство существовавших технологий опирались на многоуровневые, взаимозависимые торговые маршруты. Они производились из материалов, которые больше не добывают и не обрабатывают в сколько-нибудь существенных масштабах, требовали научных знаний, носители которых давно скончались, и собирались на заводах, ныне растащенных страждущими или разрушенных вышедшими из строя механизмами. Даже сравнительное простые технологии, казавшиеся неотъемлемой частью быта, такие как очистка воды и эффективное сельское хозяйство, перешли в разряд мечтаний. Зависимость от машин в производстве еды, транспортировке запчастей на дальние расстояния и решении простейших задач оказалась катастрофически недальновидной.

Населённые миры как один лежат в разрухе. Когда-то миллиардные общества людей и инопланетян превратились в нескончаемые горизонты осыпающихся зданий. По всей вселенной крохотные колонии дрожат на каждым осколком технологии. Большинство не способны даже оценить, какие из технологических образцов находятся в рабочем состоянии, не говоря уже о починке или уходе за ними в дальних перевозках. Постепенно отказывают последние из действующих систем, и люди всё больше полагаются лишь на свою смекалку, восстанавливая знания предков тысячелетия назад.

Однако наивно полагать, что свет надежды погас. Есть смельчаки, готовые бросить островки безопасности и снова бороздить звёзды. Путешествуя на кораблях, держащихся на честном слове и вынужденной изобретательности, эти торговцы и исследователи восстанавливают старые маршруты, в то время как мусорщики копаются в руинах цивилизации в поисках любых сколько-нибудь полезных вещей.

Царит эпоха великих страданий и отчаяния, но несмотря ни на что дух выживших не сломлен.

Ваша роль в мрачном будущем

В «Системной ошибке» вы один из тех, кто отправился исследовать обезлюдевшие пределы. Вы сами выбираете, какие цели преследовать в этой вселенной выщербленных развалин.

Пища для вашей фантазии:

  • Можно исследовать заброшенные руины старой цивилизации в поисках полезного мусора.

  • Можно помогать страждущим, восстанавливая прежнюю инфраструктуру.

  • Можно сражаться с бандитами и пиратами, паразитирующими на беззащитных общинах, или самому присоединиться к джентльменам удачи.

  • Можно найти и восстановить военный флагман, чтобы использовать в своих целях.

  • Можно захватить политическую власть, заняв вакуум, оставшийся после Коллапса.

  • Можно спасать обречённых, застрявших на изолированных планетах с кончающимися ресурсами.

  • Можно основать торговую компанию и курсировать по выгодным маршрутам.

  • Можно стать военной силой, оплачиваемой из казны местного князька.

  • Можно, наоборот, освободить местное население от ига местного князька и его наёмников.

  • Можно найти и восстановить собственного боевого робота, чтобы лично со всем разобраться.

  • Можно научиться воссоздавать некую утраченную технологию.

Небо не предел… Обрети свою судьбу!

Виды

Вид персонажа отражает его биологическое и культурное происхождение. Этот выбор окажет мощнейшее влияние на игровой опыт за персонажа: он может открыть одни двери и закрыть другие, увеличить или уменьшить разные характеристики — и он определит, как именно персонаж видит окружающий мир.

Люди

Люди когда-то были самым распространённым видом во вселенной. Их миры были наиболее экономически развиты. Человеческая технология играла решающую роль в прогрессе всех остальных видов. В конце концов, ведь это они изобрели межзвёздные путешествия и смогли открыть для других видов свет цивилизации. Люди расселились на всевозможных планетах. Люди процветали.

К сожалению, эти напористость и стремительный рост имели и тёмную сторону. Она проявилась во время Большой Войны, когда даже Земля погибла из-за человеческой злобы и жестокости. Ради политических целей, потерявших теперь всякий смысл, одни люди бесконтрольно истребляли других. Человеческая цивилизация пала, превратившись в жалкую тень былого: великие города уничтожены, культура потеряна, население погибло.

Однако люди цепляются за жизнь. Они размножаются быстрее, чем какой-либо другой вид, и имеют лучшие шансы возродить прежнее. Они прекрасно приспосабливаются и сохраняют бодрость духа, имея к тому же талант к технологиям. Некоторые более древние расы винят именно эти качества людей в наступлении Коллапса.

Из оживлённого общества людей происходят многие, кому мирной оседлой жизни мало. Они вооружаются и отправляются на поиски удачи. Их целью может быть даже восстановление утраченного, лишь бы путь вёл через неизведанные, опасные места.

Големы

Строго говоря, големы не биологический вид, а продвинутые гуманоидные роботы, наделённые искусственным интеллектом. Атрибуты голема отражают его технологическую начинку, поэтому атрибуты могут понести урон так же, как и у других видов. Следует заметить, что речь о неукреплённом туловище. Его можно укрепить дополнительными слоями брони, однако они окажут утяжеляющее воздействие так же, как у биологических видов. Ментальные атрибуты голема отражают его программное обеспечение. Например, голем с высокой Мудростью оснащён прекрасными радарными и интерпретирующими приложениями, а голем с низким Обаянием страдает от слабого социального софта.

Големы нуждаются в регулярной подзарядке. Это предполагает отключение сознания во время многочасового соединения к источником питания, примерно так же, как другие виды восстанавливают Очки Здоровья (с поправкой на бессознательность).

Големы принимают решения с помощью программной «интуиции», основанной на устройстве человеческого мозга. Однако они часто ненамеренно проявляют хладнокровие или невосприимчивость к эмоциями и подтексту окружающих. Человек может поделиться страхом скорой смерти, а голем согласится, что это вполне вероятно, не обратив внимание на стресс и ужас собеседника. Сами големы не знают страха, что только затрудняет такое общение.

Благодаря небиологической природе големы иммунны к любым ядам, предназначенным для организмов. Особые яды для големов существуют, но достать их очень сложно. Они воздействуют на электросхемы, подсистемы борьбы с коррозией, гидравливу и другие ключевые функции самоподдержания, без которых продолжительность жизни голема резко падает.

Големы видят только в инфракрасном спектре. Это даёт им прекрасное ночное термозрение, однако позволяет ослепить тепловыми вспышками.

Искусственный интеллект голема с трудом обрабатывает каждодневный опыт. Из-за этого големам сложно приспосабливаться к новым обстоятельствам и культурам. Например, прожив много лет с кучитами, голем совершенно потеряется в случае необходимости переселиться в многокультурный город — гораздо больше, чем человек в тех же обстоятельствах. Големы часто употребляют устаревшие выражения, имеют ужасный вкус и общаются высокомерно. Им сложно следить за модой и свежими веяниями, что только добавляет им внешнего хладнокровия.

Кучиты

Кучиты — древний вид разумных туров, происходящий с Квиннарика. Их жизненный цикл крайне растянут и занимает до 500 лет при надлежащем медицинском обслуживании. Они даже не достигают половой зрелости раньше ста лет, посвящая первый век жизнь личным устремлениям и накоплению имущества.

Из-за размеренного жизненного цикла обществу кучитов свойственны покладистость и иерархичность. Старших почитают почти как богов за их мудрость и опыт. Возможности общественного роста почти отсутствуют, так что кучиты занимают себя ростом материальным. Другие расы часто шутят «Не будь кучитом!», укоряя собеседника в жадности и эгоизме.

Культура кучитов не поощряет изобретательность и технические навыки, превознося скромность и покорность старшим. Многие технологии землян они приняли с большим опозданием и едва ли представляют их устройство, да и не считают таковое знание полезным.

Кучиты, отважившиеся покинуть свои общины и вышедшие в космос, так или иначе отринывают эти традиции и вполне заинтересованы в освоении новых технологий. Персонажи игроков скорее всего относятся к этой категории.

Консерватизм кучитов поощряет накопление земельных владений и устойчивое развитие этих участков с оглядкой на долговременную перспективу. Кучиты копят всё, до чего могут дотянуться. В результате очень мало кучитов погибло в результате Коллапса. Масштаб катастрофы только укрепил их уверенность в оправданности такого образа жизни. Кучиты не кинулись заполнять вакуум, оставленный людской цивилизацией. Вместо этого они продолжают двигаться в прежнем направлении, как за долгие века до контакта с людьми. Человеческое кредо их не прельщает.

Кучинская физиология значительно отличается от человеческой. Их обоняние крайне развито, позволяя замечать мельчайшую разницу в запахах и вкусах. Кучит с лёгкостью определяет, что собеседник недавно ел или где был. Это позволяет добиваться высочайших успехов в расследовании преступлений, так что миры кучитов характеризуются мощнейшим полицейским кулаком, почти тоталитарным. Кучиты-звездоплаватели часто осуждают подобную власть и предаются порокам, избегая встреч с себеподобными и их ханжеским морализаторством.

Кучиты травоядны и ежедневно поглощают огромную массу травы и кустарника. Они отрыгивают непереварившиеся остатки в виде жвачки, для содержания и переработки которой предназначены наполненные бактериями выросты по бокам рта. Переработанная таким образом пища отдаёт максимум полезных веществ, благодаря чему кучиты нуждаются в меньшем количестве выращиваемых калорий и способны поддерживать себя меньшей площадью посевов. Однако сам объём ежедневного питания довольно велик, так что кучиты предпочитают планеты с обширными полями или редкими лесами, чтобы не пришлось импортировать большую часть еды.

Лирапто

Лирапто — хищный вид, происходящий с Таку́. Они крайне агрессивны и эгоистичны. Они размножаются асексуально, так что до контакта с людьми несколько сотен лет назад просто оставляли нескольконедельное потомство выживать самостоятельно. Доживали до зрелости только самые крепкие, со специфическим взглядом на жизнь. Даже сейчас родители передают потомство под опеку государства. Культура лирапто не имеет понятия о межполовых отношениях, романтике и браке. Такие концепции как любовь и симпатия почти отсутствуют и крайне редко выражаются в явном виде. При встрече с подобными выражениями у других видов лирапто часто понимают происходящее неправильно и делают ошибочные выводы: например, увидев целующуюся пару в вечернем парке, липрапто может подумать, что видит сражение.

В отсутствие институтов, порождаемых двуполым биологическим размножением, общество липапто придерживается крайней иерархии и меритократии. Поскольку родители никак не выделяют своих детей среди других особей, отсутствует всякое кумоводство. Коррупция минимальна из-за предельной бдительности со стороны государственных представителей, не допускающих, чтобы кто-либо посмел общественно обойти их. Лирапто тончайше воспринимают любые иерархические различия между собой и окружающими. Они даже не разговаривают с представителями слоёв значительно выше или ниже себя. Без необходимости заботиться о семье у лирапто обычно остаётся больше финансовых накоплений.

Липрапто верят, что единый бог Орлам наделяет некоторых индивидов великой судьбой. Свидетельства таковой должны быть обнаружены через досмотр населения на предмет проявления выдающихся талантов. Когда община разрастается до определённого размера, в ней формируют Совет равных, занятый именно таким досмотром и объявлением избранных Орлама. Эти избранные, так называемые электы, получают различные привилегии по сравнению с прочими согражданами.

Универсальная мечта липапто — быть признанным электом, поэтому все постоянно заняты преследуют зрелищные, грандиозные цели. Большинство общественных зданий в городах липрапто, таких как стадионы и государственные учреждения, построены на пожертвования от различных граждан, метящих в электы.

Лирапто по природе крайне агрессивны и любят охотиться ради удовольствия, даже когда в этом нет необходимости. Они различают инфракрасный спектр, так что предпочитают охотиться ночью, когда у них есть преимущество. Неразумные животные для них не более чем источник пищи, поэтому у лирапто не бывает домашних питомцев. Единственная причина содержать животное — это сохранение свежести мяса. Что приводит к натянутым отношениям к соседними фермерами, которые горазды приплести кровожадность лирапто в случае пропажи скота.

Несмотря на различия в органах чувств, физиология липрапто удивительно похожа на человеческую. У них примерно те же пропорции тела и устройство органов. Люди с пристрастием к теории заговоров видят в этом дальнее родство, возможно, происхождение из семян жизни древней расы сеятелей, остающейся доселе неизвестной. Эти гипотезы ничем не подтверждаются, что никак не мешает их распространению.

Ореамнии

Ореамнии — закалённый вид, происходящий с Капры. Они на удивление подобны людям, за очевидным исключением увесистых рогов, растущих на голове. В отличие от своих тёзок на Земле (американских снежных коз), оба пола выращивают крупные рога. Лоб ореамниев также защищён толстым слоем кости. Рога — символ власти и престижа в обществе ореамниев, основывающемся на агрессивности и физическом превосходстве. Рога растут от выделения определённого гормона, вырабатываемого только во время сражений. Молодёжь ореамниев занята непрекращающимися войнами во имя славы и роста рогов. Как и с лирапто, ходят теории о древнем родстве ореамниев в людьми.

Ориамнии — наименее технологически продвинутый вид из открытых людьми во время странствий по галактике. Их история изобилует конфликтами и войнами, не оставляющими времени и ресурсов для науки и развития. Ореамнии способны питаться почти любой органикой, так что необходимости развивать сельское хозяйство также не возникало. С тех пор они многому выучились, но ещё не победили свою отсталость. Многие ореамнии погибли в Большой Войне, сражаясь за ту или иную сторону.

Общество ореамниев испокон веков держится на жёсткой клановой системе, укрепляемой постоянными расправами ради сохранения превосходства. Их сложная концепция личной чести («фидерик»), согласно ореамниям, не переводится на на один инопланетный язык, потому что может быть понята только в исходной ментальности. Любого, кто посмеет бросить вызов иерархическому положению ореамния, ждёт резко агрессивная реакция. Малейший проступок приводит к насилию, так что дуэли являются нормой. Многие ореамнии раз за разом обнаруживают себя за решёткой из-за этой культурной особенности.

Репутация — ещё один важный аспект культуры ореамниев, и любое данное слово соблюдается почти что под страхом смерти. Утратить доверие к себе — страшнейший стыд, и многие предпочтут жить в изгнании или покончить с собой, чем публично прослыть клятвопреступником. Из-за этой особенности договорное право было вотчиной ореамниев в межзвёздной юридической отрасли, однако Коллапс оставил это в прошлом.

Все прочие виды не воспринимают ореамниев всерьёз, заведомо считая их тупыми, отсталыми и не способными держать себя в руках. Многие питейные и наркотические заведения отказывают им в посещении из-за прежней недальновидности владельца, за которую пришлось дорого поплатиться.

Ореамнии-звездоплаватели обычно ищут в космосе великих подвигов или уходят от расплаты. Часто они присоединяются к пиратам, наёмникам, бандам и прочим отбросам общества, которые способны оценить всю пользу такого союза.

Сахаилы

Сахаилы — хищный вид, происходящий с Ривы. Их тело покрывает прочный экзоскелет, дающий естественную защиту от воздействий, а мандибулы способны причинить серьёзный урон в ближнем бою. Но несмотря на инсектоидную внешность, они в действительности млекопитающие-экстремофилы. Они теплокровны и имеют обычное зрение.

Сахаилы появляются на свет без экзоскелета, который нарастает по мере развития особи. К половому созреванию всё тело уже покрыто плотной резинчатой мембраной около двух сантиметров толщиной. У взрослых особей этот слой несколько сантиметров в толщину и сравним по прочности с промышленным пластиком.

Они живут огромными колониями, напоминающими муравейники, и вместе обеспечивают гигантские запасы любимой пищи — быстро размножающихся зверьков вроде собак и кроликов. Их сходство со многими животными, содержащимися людьми в качестве домашних любимцев, не раз приводило к конфузам.

Взаимозависимый характер общества сахаилов привёл к катастрофическим последствиям Большой Войны: целые колонии погибли из-за голода и хаоса. Зависимость от мяса оказалась фатальной. Выжившие выработали крайнюю бережливость в отношении еды, зачастую даже привычку поддерживать персональное стадо пищевых зверьков.

В обществе сахаилов нет понятия персональной собственности. Всё совершается во благо общества в целом. Если при этом пострадает отдельная особь, то это печально, но необходимо. Они всецело осознают, что другие виды не разделяют этой философии, поэтому относятся к чужакам подозрительно и хладнокровно.

Жёлтые довоенные СМИ, раздувшие скандал из нескольких уникальных случаев, когда сахаил безучастно прошёл мимо умирающего на улице человека, привели к стереотипу сахаилов как ксенофобов. В действительности же подобное поведение является следствием не страха или ненависти, а прошлого негативного опыта с чужими видами.

Тассары

Тассары — проницательный вид, происходящий с Приллия. Их физиология почти совпадает с челочеческой, за исключением нескольких важных отличий. Тассары развились на тёплой планете с атмосферой, богатой метаном, и способны дышать только им. Чтобы выжить в газовой буре, которой по сути и является атмосфера Приллия, тассары развили зрение широкого спектра, позволяющее им воспринимать ультрафиолетовый, видимый и инфракрасный свет одновременно. Мало что способно укрыться от их проникающего взгляда. Так или иначе, почему-то теория о общем происхождении людей и тассаров не прижилась — возможно, из-за явного влияния эволюции на развитие их вида.

Тассары меньше пострадали от падения людской цивилизации, чем можно ожидать. Несмотря на активные коммерческие отношения с людьми, тассары предпочитали жить на собственных планетах ввиду потребности в метане. На иных планетах они селились тесными диаспорами, ставящими культурную общность и взаимовыручку выше персональных нужд.

До контакта с людьми в обществе тассаров довлела религия, основанная на мощных галлюциногенных наркотиках. Жрецы принимали наркотик, чтобы прикоснуться к божественному через клубы цветного газа. Это культурное наследие оставило заметный отпечаток на ментальности тассаров: их ничуть не пугает употребление изменяющих сознание веществ, даже наоборот — это поощряется на пути к просветлению. Кроме того, тассары высоко держат свидетельства очевидцев и предпочитают их вещественным доказательствам. Их СМИ представляли собой хаос пророчеств, теорий заговоров и оккультного фетишизма. Во что сейчас, спустя тридцать лет пертурбаций, верят тассары — неизвестно.

Коллапс не особенно повлиял на распространённость тассаров среди оставшихся космических колонний. Даже в такие времена производство метана сравнительно дёшево, так что при необходимости газ достать не очень сложно. Кроме того, уникальное строение лёгких требовало централизации изготовления дыхательных масок на тассарских планетах. В результате дыхательную маску можно достать через любую из торговых сетей, постепенно восстанавливающихся на просторах космоса.

Тассары-звездоплаватели обычно отправляются в путь за вселенской истиной, знаниями или просветлением. Любопытство их порок, часто навлекающий неприятности на головы друзей. Многие готовы пересечь известный космос лишь чтобы узнать, что на другом конце.

Оригинал в открытом доступе. Оригинал и перевод распространяются по лицензии OGL.Вы также можете прочитать и прокомментировать на Википереводах.