Jeep-формы для чайников

Это перевод статьи Jeepform for Noobs, описывающей скандинавскую традицию ролевых игр Jeepform.

Обзор и характеристика игры

Играющих: от 2 до 10 и более

  • Ведущий: игрок без персонажа (без подготовки)

  • Потребуется: сидения для всех


Это универсальная игра, подходящая для любого жанра и сеттинга.


Игровой процесс: Творческая импровизация • Кабинетка • Импровизированный театр

  • Знакомство с правилами: 15 минут

  • Время игры: от 2 часов до целого дня

Джип-формы для чайников

Джип-формы пока не утратили для нас своей загадочности — возможно, потому что скандинавская ролевая школа вообще плохо поддаётся классификации, и не стоит ждать от неё точных определений. За мои разъезды «джип-формой» называли абсолютно любые ролевые игры родом из скандинавских стран. Пожалуй, среди любителей независимых игр владение неологизмами сродни упоминанию группы «Belle & Sebastian» в мои студенческие годы: так хипстеры опознают друг друга. Это маркер людей, всерьёз увлечённых ролевыми играми, даже если само слово не слишком конкретно.

Итак, дорогие мои хипстеры от ролевых игр, позвольте рассказать вам наконец, что за зверь эти джип-формы… или по крайней мере поделиться накопленными заблуждениями.

Джип-форма — это разновидность свободной формы.

Но что такое, чёрт побери, «свободная форма»? Хороший вопрос! Задайте его трём скандинавам и получите пять разных ответов. Свободная форма в основном выросла из настольных ролевых игр и развилась вокруг ролевого конвента «Фаставаль» в Дании. Вначале игроки придумали вставать из-за стола, чтобы от первого лица изображать своих персонажей — и так пока необходимость в столе вовсе не отпала. В свободных формах применяются некоторые приёмы из игр живого действия, например, актёрская игра, и некоторые приёмы из настольных ролевых игр, например, пропуск двух недель пути от города до подземелья.

Подумайте об этом так. В типичной игре живого действия реальность и воображение соотносятся 1 к 1. Чтобы мне поставить вам кружку эля, нужно пойти в таверну и купить эту кружку эля. В настольной ролевой игре отношения между реальностью и воображением условны. Чтобы пырнуть вашего персонажа кинжалом, мне нужно объявить: «Я пырнула твоего персонажа кинжалом!». Свободные формы отчасти следуют первому принципу — если я закричу, значит, мой персонаж кричит на вашего — а отчасти применяют условности — поэтому если нужно, то карандаш в моих руках становится кинжалом.

Поскольку свободная форма и, следовательно, джип-форма возникли из настольных ролевых игр, их считают разновидностью таковых. Причислять их к играм живого действия не верно, даже учитывая актёрский отыгрыш.

Большая часть игр в джип-форме предназначены для 3-8 игроков и требуют достаточно большой и уединённой комнаты. Костюмы и реквизит не нужны.

Джип-форма — это то, что датские и шведские ролевики (в основном они) считают джип-формой.

Только сами джиперы решают, что джип-форма, а что нет. Посвящённые джиперы играют в джип-формы. Остальные играют во что-то типа джип-формы, но знайте, что если это не исходит с Jeepen.org (за некоторым исключением, отмеченным в комментариях), это не может называться настоящей джип-формой. Если вы соберёте телефон с сенсорным экраном, он не станет айфоном, пока его так не назовёт Apple. Или если вы шлёпните на модную сумочку логотип LV, она не превратится в фирменный продукт Louis Vuitton, пока означенная компания с этим не согласится.

Джип-формам свойственна определённая тематика.

Большая часть джип-форм повествуют о реальном мире. Никаких тебе драконов, только простые люди с их простыми проблемами, отношениями, работой и личной жизнью. Это завязано на важной идее — придерживаться того, что волнует лично вас, то есть играть персонажами с которыми у вас есть нечто общее.

Джип-формы приветствуют втягивание реальной жизни в игру ради большей эмоциональности истории. Например, если в сюжете про отношения я решаю оттолкнуться от ссоры с мужем, которая у меня случилась на прошлой неделе, то игровой опыт будет резко отличаться от того, где ситуация мне совершенно не близка. Такой подход зачастую приводит к растворению, когда ощущения игрока и персонажа перемешиваются. Американские ролевики считают такой эффект нежелательным, однако во многих скандинавских играх он не только одобряется, но и всячески поддерживается игровым форматом. Методика растворения позволяет игрокам по-новому взглянуть на себя и окружающий мир и испытать по-настоящему сильные эмоции, ради которых всё и затевается.

Поскольку джип-формы больше посвящены эмоциональности (внутренней истории), чем событиям (внешней истории), то сюжеты в них не выделяются изысками. Например, игра может быть посвящена стремительно портящимся взаимоотношениям в группе материнской поддержки, или проблемному роману, в котором один из партнёров охвачен сомнениями, или финалу жизни доведшего себя алкоголика… Концовка бывает очевидна с самого начала, потому что интерес заключается вовсе не в развитии событий, а в исследовании мотивов и ощущений предложенного сценария. Также из-за фокуса на растворение джип-формы (хотя не все) ограничиваются минимальным листом персонажа или вовсе обходятся без такового. Если про мою героиню мне известно только то, что она актриса, то недостающие фрагменты я неизбежно дополню из собственного опыта и получу близкий мне образ.

Важно помнить, что хотя растворение может случиться внезапно, в остальном участники сами выбирают, насколько близкого себе персонажа им сыграть. Некоторые ограничиваются маской, представляющей их в игровом мире, другие же подставляют в протекающие ситуации себя самого.

Джип-формы крайне структурированы.

Вместо непрерывного развития действия джип-формы обычно предполагают последовательность сцен, как в кино. Ведущий становится режиссёром, решая, на каком драматичном моменте оборвать сцену возгласом «Стоп, снято!», какова завязка следующей сцены, как течёт время и не ввести ли в историю что-то новое для пущего накала. Ведущий вправе потребовать переиграть сцену, если она кажется затянутой или безэмоциональной. Например, он может сказать: «Повторите этот фрагмент, но в этот раз поднимите тему её отношений с его матерью».

Обычно сцена посвящена двум персонажам. Игроки, не участвующие в данный момент, либо наблюдают за происходящим, либо берут на себя второстепенные роли, помогающие героям раскрыться.

В джип-формах используются метатехники.

Метатехники разбивают монотонный ход истории и создают драму. Метатехники бывают разные. Игра может использовать много метатехник, а может всего несколько. Вот несколько популярных примеров.

Монолог. Ведущий указывает на действующее лицо и командует «Монолог!». От игрока требуется выдать внутренний монолог героя. Когда речь заканчивается, сцена возобновляется как если бы ничего не произошло. Монологи придают персонажу объём и сообщают другим важную информацию. Например, если я в монологе упомяну бесплодие персонажа, позже кто-нибудь сможет воспользоваться этим, подяв тему детей.

Бывалый джипер Эмили Кейр Босс поведала мне, как монологи, среди прочих метатехник, добавляют в сюжет доступную со зрительской позиции иронию. Это может использоваться чтобы придать игре юмора — например, когда в романтической сцене персонаж задумывается о несвежем дыхании партнёра — но также это может показать глубину или трагедию — например, открыв, как муж размышляет об измене, воркуя супруге слова любви.

«Птичка нашептала». Ведущий подходит к игроку и шепчет ему на ухо, подталкивая к некоторым действиям. Это может быть как прямое указание, так и мысли, проскакивающие в голове персонажа.

Телеграфирование. Силой воображения в сцене могут применяться любые мыслимые предметы. Лучше всего при этом не выходить из роли: например, можно сказать «Вот, я принёс тебе букет» и протянуть карандаш. Фраза телеграфирует остальным, что отныне карандаш олицетворяет букет цветов. Ещё один, хотя и более неуклюжий способ — это сказать вне роли «Пусть карандаш это нож» и далее применять его соответствующе.

Манипуляции со временем. Пожалуй, это самый пугающе звучащий термин из всех, но суть лишь в том, что джип-формы свободно оперируют временем повествования. Ведущий может сказать «Два пива спустя…» и так промотать сцену вперёд. Некоторые игры предполагают ретроспективы и взгляд в будущее. Обычно такие сцены разыгрываются в другом физическом месте, чтобы не путаться с настоящим.

Полигамия ролей. Персонажа могут играть несколько разных людей. Например, если в сцене двое, и ведущий хочет дополнительно разыграть их будущее, то для параллельной сцены вызовутся два других игрока. Или можно совместно играть разные аспекты персонажа. Скажем, в игре «Сомнение»i двое участников берут на себя роли актёров, а двое других — роли персонажей, которых эти актёры играют.

Откуда взялся термин «джип-форма»?

Джиперы готовы рассказать вам множество апокрифических историй о зарождении термина. Чтобы услышать их, просто поставьте джиперу пиво.

Рекомендуемое чтение

На английском и норвежском.

Оригинал в свободном доступе.Вы также можете прочитать и исправить на Википереводах.