Сюжетостроение

Статьи о литературе и творчестве

In medias res: Как начать сюжет без экспозиции за 6 шагов

Латинское выражение in medias res буквально переводится "в середине дела" и обозначает повествование, пропускающее экспозицию и переходящее сразу к разворачивающимся событиям. В данной статье мы объясним этот приём и дадим 6 шагов к тому, чтобы написать сильное начало in medias res.

Шаг 1: Выберите ключевую, эмоциональную сцену для своего начала in medias res

Термин in medias res впервые был употреблён древнеримским поэтом Горацием, согласно которому эпическая поэма не должна "начинаться с яйца", а должна "уносить" слушателя "посреди дела". Гомер именно так и поступает в "Илиаде", которая начинается со спора. Романы, начинающиеся таким образом, нелинейны, в отличие от той же традиционной сказки. "Жили-были", в противоположность in medias res, всегда начинает с начала.

Повествование, начинающееся в гуще событий, обходится без преамбулы. Можно сразу перейти к ключевому событию (например, исторической битве), не рассказывая, что к нему привело.

Начиная повествование in medias res, вам не требуется прежде изложить постепенно разворачивающуюся цепочку последовательных фактов. Начните со сцены, базирующейся на сильной эмоции. Например, вы можете показать:

  • Дилемму центрального персонажа (например, вопрос жизни и смерти или сложный выбор)
  • Как ваш главный персонаж делает что-то необычное, вызывающее любопытство (например, поспешно роет яму в лесу посреди ночи)

Когда сюжет начинается сразу в гуще событий, у читателя остаётся меньше опоры, чтобы понять происходящее. Из-за этого крайне важно сделать начало интересным, прочувствованным и полным смысла. Сцены и ситуации, вызывающие интерес сами по себе, делают ожидание объяснения захватывающим, а не раздражающим.

Шаг 2: Продумайте, как вы расскажете предысторию вашего начала

В отсутствие экспозиции вам придётся по-другому сообщить читателю предысторию текущего положения героев. Есть несколько способов сделать это. Вы можете раскрыть предшествующие события через диалог (хотя здесь есть риск скатиться в инфодамп - об этом позже). Также вы можете показать предысторию через флэшбеки или переключение повествования между прошлым и настоящим. Какой бы подход вы ни выбрали (или их сочетание), недостающие детали мозаики в итоге сложатся в картину.

"Обрамление", или история в истории - ещё один вариант сообщения ключевой информации посредством диалога или прямой речи. Например, пусть центральный персонаж рассказывает некоему слушателю, что предшествовало текущей ситуации.

Такой тип начала in medias res вы можете прочесть в "Сердце тьмы" Джозефа Конрада. В повести Конрада рассказчик пересказывает длинный монолог, который услышал на борту корабля от протагониста, Марлоу. Рассказчик передаёт слова Марлоу о жутком путешествии в коррумпированное сердце колониальной эксплуатации в Центральной Африке.

Есть масса полезных примеров романов, начинающихся in medias res и использующих флэшбеки для заполнения белых пятен. Древнегреческая "Одиссея" (приписывается Гомеру) - самый известный представитель.

История начинается с того, что сын Одиссея Телемах ищет весточки о пропавшем отце, в то время как его мать Пенелопа сдерживает напор ухажёров (уверенных в смерти Одиссея). Далее мы узнаём о странствиях и испытаниях Одиссея посредством флэшбеков.

Более современные примеры романов, начинающихся in medias res и прибегающих к флэшбекам для пояснения первых абзацев - это такие книги как "Американские боги" Нила Геймана (2001, лауреат литературных премий Небьюла и им. Брэма Стокера) и "Жизнь Пи" Янна Мартела (2001).

Шаг 3: Сделайте первое событие или действие ключевым для сюжета

Вообще это важно для любого начала произведения. Если связи с основным сюжетом не хватает - начало будет казаться лишним и неважным. Используя in medias res, убедитесь, что первое действие или событие является ключевыми для основной канвы произведения.

В "Одиссее" начало сразу стартует с ключевых точек сюжета (возвращение Одиссея домой и дилемма его жены).

Начиная в гуще событий, выберите точку сюжета, которая повышает ставки - как в "Одиссее". Необходимость Одиссея вернуться как можно скорее из-за событий, разворачивающихся дома, сразу подкупает читателя и заставляет переживать за развязку линии персонажа.

Шаг 4: Пусть читатели жаждут узнать предысторию

История, начинающаяся in medias res, должна разжечь любопытство читателя. Интрига, создаваемая отложенной экспозицией - то, из-за чего приём in medias res так популярен среди авторов детективов. Он задаёт вопросы.

Чтобы заинтересовать читателя не только в текущих событиях, но и в их предпосылках, сконструируйте своё начало так, чтобы читатель задавал вопросы - например, "Где?", "Когда?" и "Кто?".

Если, допустим, ваш роман начинается посреди телефонного звонка, в котором главный герой договаривается с неизвестным собеседником о срочной встрече в определённом месте и в определённое время, у читателя уже возникнет несколько вопросов. Кто с той стороны трубки? Почему встреча срочная? Почему именно в том месте? Почему встретиться столь необходимо?

Подобный запуск произведения обещает читателям некоторые будущие события, заменяя экспозицию предвосхищением будущего раскрытия.

Шаг 5: Убедитесь, что вы не скатились в инфодамп

Опасность начинания in medias res состоит в том, что вам захочется завалить читателя длинными обрывками экспозиции (так называемый "инфодамп"), чтобы посвятить его в дело.

Чтобы избежать инфодампа, убедитесь, что персонажи не обсуждают события исключительно ради того, чтобы их подслушал читатель. В качестве читателя нам достаточно очевидно, если автор заставляет персонажей повторять то, что они уже должны знать, исключительно ради нас.

Например:

- Том, помнишь, нам нужно было к десяти вечера успеть на место встречи - тот заброшенный склад на Ист-Сайде, куда парни Джейка доставили взрывчатку?

- Да, знаю. Как жаль, что мы пропустили встречу из-за чёртовой пробки, образовавшейся за аварией цистерны.

Если ваши персонажи начинают напоминать друг другу о событиях, в которых они оба участвовали, то скорее всего вы посреди инфодампа.

Шаг 6: Начните с интригующего первого предложения.

Если ваша история начинается посреди действия, то особенно важно зайти с сильной первой фразы. В отсутствие экспозиции необходимо подкупающе представить персонажей и начальные обстоятельства - так, чтобы читателю хватило запала, пока вы заполняете пробелы.

Рассмотрим, например, вступительную фразу в "Американских богах" Нила Геймана:

В тюрьме Тень отмотал три года.

Без какой-либо экспозиции, всего по первой строчке нам уже многое ясно о прошлом главного героя. Само собой, мы хотим узнать, за что Тень отмотал срок.

Другой хороший пример in medias res - начало "Бесконечной шутки" (1996) Дэвида Фостера Уоллеса:

Я сижу в кабинете, окруженный головами и телами.

Раскиданные головы и тела? Или же рассказчик выразился иносказательно, и соответствующие части тела всё ещё принадлежат своим владельцам? Фостер Уоллес создаёт интригу и увлекает читателя.

Оригинал в свободном доступе.Вы также можете прочитать и прокомментировать в Гугл-документе, а на Человеческих переводах - сравнить с оригиналом.