Сюжетостроение
Статьи о литературе и творчестве
Выразительные глаголы: 7 способов обойтись без наречий
Вам наверняка часто приходилось слышать такое писательское "правило": Не используйте наречия. Всегда предпочитайте выразительные глаголы. Если так, то частично причиной тому - радикальные взгляды Стивена Кинга. Действительно, начинающие авторы часто используют наречия для приукрашивания скучных диалогов или описаний действий. Однако не обязательно целиком вычёркивать наречия. Есть семь методик, с помощью которых вы избежите неправильного использования наречий в описании действий и диалогах.
1: Используйте выразительные глаголы
Начинающие авторы часто навешивают наречия, оканчивающиеся на -о, на маловыразительные глаголы. Глагол "бежать" лишь указывает на скорость, в остальном он не выразителен. Писатель-новичок может решить добавить к нему "быстро" или "стремительно", чтобы описать характер действия. Однако если использовать выразительный глагол, дополнительных слов не понадобится: "Она поспешила", "Она кинулась", "Она рванула"...
Выразительные глаголы предпочтительны, потому что:
Они лаконичней, а лаконичная проза - меткая проза.
Они рисуют картину (например, глаголы перемещения, взятые из мира природы - такие как "толпа вылилась на площадь" - вызывают яркие воображаемые картины).
2: Используйте обороты вместо наречий
Чтобы наречия, оканчивающиеся на -о, не стали костылями, их можно заменить оборотами, то есть группой зависимых слов. Рассмотрим предложение "Она бежала словно от ревущей снежной лавины". Оборот начинается со "словно от..." и описывает характер бега. Поскольку в данном обороте содержится яркая картина (мы знаем, насколько смертоносны лавины), то читатель представит себе панический бег героини.
Детализируя глаголы с помощью оборотов, вы сможете добавить чувство и энергию действиям персонажей. Например, сравните "Он громко засмеялся" с "Он рассмеялся так, будто внутри него невидимая рука сжимала гигантский клаксон. Смех выходил резкими, неуправляемыми залпами."
3: Создавайте выразительные цепочки действий
Сократить количество наречий помогут цепочки действий, среди которых часть относится к вашему персонажу, а часть - к его окружению.
Например, если героиня вашей истории купила билет на последний поезд, но опаздывает из-за встречи, это можно было бы описать как "она быстро бежала к станции, боясь опоздать на поезд". Или, лучше, "она неслась к станции, боясь, что поезд уже ушёл". Однако вы можете создать чувство движения и спешки, описав окружение и действия персонажа независимо друг от друга:
Она ворвалась в терминал, когда решётка входа на платформу как раз начала опускаться. Пригнувшись, она проскользнула к поезду, уже заводящему моторы.
В этом примере цепочка действий создаёт чувство спешки и паники. Внешние по отношению к персонажу действия (опускающаяся решётка и заводящий моторы поезд) усиливают ощущение, что на счету каждый миг.
Создавайте яркие сцены, описывая действия как персонажей, так и их окружения. Это оживит ваши сцены без привлечения наречий.
4: Используйте язык тела в диалогах, чтобы подчеркнуть тон речи
Диалоги - важная часть ярких сцен, полных действующих лиц. Одна из причин, побудивших Стивена Кинга объявить войну наречиям, было использование их в авторском тексте в диалогах. Кинг приводит следующие примеры слабого авторского текста:
- А ну положи! - крикнул он угрожающе.
- Отдайте, - взмолился он жалостливо. - Это моё.
- Не тупи, Джекил, - презрительно сказал Аттерсон.
Слабой каждую из этих строчек делает избыточность наречия. Если персонаж кричит на собеседника, это уже подразумевает агрессию. "Угрожающе" в первом примере не сообщает ничего, чего читатель уже не знал. То же касается второго примера: если персонаж взмолился, то он и так в униженном или подчинённом положении. В третьем примере слова героя настолько проникнуты презрением, что наречие "презрительно" просто повторяет то, что читатель и так понял.
Если хотите ясно передать чувства персонажа в диалоге, вместо наречий можно использовать жестикуляцию и язык тела. Например:
- Я могу заставить вас исчезнуть, раз - и всё! - он щёлкнул пальцами, нависая надо мной.
Вместо выразительных глаголов, создающих ощущение постановки, используйте движения и жесты, чтобы оживить разговоры персонажей.
5: Избегайте лишних наречий
Как демонстрируют приведённые выше примеры от Кинга, многие предостережения против наречий проистекают от избыточных наречий. Так что стоит уточнить его совет: "Избегайте лишних наречий".
Сколько раз вам попадались такие фразы как "Она счастливо улыбнулась" или "Он безутешно зарыдал"? Эти наречия избыточны, поскольку эмоции персонажа и так описываются глаголом. Мы знаем, что улыбаются счастливые люди, а те, кто рыдают в голос - скорее всего безутешны.
Если хотите передать исключительную радость персонажа, используйте более сильный глагол, такой как "просияла". Либо обогатите описание действием согласно совету № 4. Например, "Она просияла и засучила ногами - само воплощение восторга".
6: Сделайте действия интереснее с помощью наречий степени
Мэтт Мур делает ценное замечание и предостерегает писателей от слепого следования какому-либо одному принципу насчёт наречий. Можно использовать их с пользой для творчества, например, уточнять степень такими словами как "почти". Мур приводит такой пример:
То, что по-настоящему пробрало Теллера - это как она рассматривала и выбирала конечности. Аккуратно, мягко. Почти что любя.
Здесь наречие играет большую роль в том, чтобы показать жуткость действий второго персонажа. Оно также намекает, что та всё же не относится к нежностью к зловещему процессу (формулировка "почти" предполагает отторжение). Неспецифические слова выбраны для описания потому, что и сами действия - неспецифически жуткие и отталкивающие главному герою.
Учтите, что наречие вполне может оказаться тем инструментом, который необходим вам для достижения результата.
7: Научитесь окрашивать глаголы с помощью атмосферы и тона
Если вы научитесь окрашивать глаголы с помощью атмосферы и тона окружающего текста, то не придётся полагаться на наречия. Например, если вы пишите про мрачный, проклятый дом и хотите, чтобы он встал перед глазами читателей, то действия и диалоги персонажей должны излагаться в соответствующем тоне. Например:
Стоило переступить порог, как я почувствовала потустороннее присутствие, пронизывающее всё вокруг. Я встала поближе к Саре.
- Пойдём отсюда, - прошептала я.
В этом примере ещё до диалога задан тон, пронизанный страхом и неопределённостью. Любые действия или диалоги будут окрашены этой атмосферой, не нуждаясь в дополнительных описаниях. Впрочем, сильные глаголы (такие как "прошептала") способны подчеркнуть чувство тревоги.
Вместо того, чтобы слепо соблюдать литературное правило, подумайте, почему такие правила как "избегайте наречий" повторяются разными людьми снова и снова. Когда вам захочется использовать наречие, спросите себя: возможно, есть более сильный глагол, который опишет то же самое лаконичнее? Задали ли вы контекст с помощью атмосферы и тона, чтобы достаточно охарактеризовать происходящие в нём действия и диалоги? Если вы определите для себя точную причину для использования наречия (и если вы прибегаете к наречиям, только когда на то есть веская причина), то ваш текст только выиграет.