Геймдизайн

Игрофикация: Четыре важных нейромедиатора

Вот и наступил 2015. Я решил начать его с довольно сложной записи, так что приготовьтесь. В игрофикации часто приходится слышать о "нейробиологии, "нейрохимии", "химии мозга"... Чаще всего люди рассуждают о тех или иных нейромедиаторах, например, дофамине.

Нейромедиаторы - это химические соединения, передающие сигналы мозга. У каждого вещества своя роль и своё воздействие на человека. Я расскажу о четырёх из них: дофамине, окситоцине, серотонине и эндорфинах (вместе известных как DOSE - "ДОЗА"). Не стану углубляться в недоступные мне детали, но расскажу о главном: про их основополагающие механизмы и те простые особенности, которые необходимо знать. Текст ниже - отнюдь не полное описание роли этих веществ, а только функции, относящиеся к игрофикации.

Дофамин

Когда я только начал интересоваться игрофикацией, все только и говорили о дофамине. Его называли мозговым "веществом удовольствия". Предположительно он впрыскивался в мозг в ответ на получение награды (например, виртуального значка), что и вызывало чувство удовлетворения. Оказывается, это не совсем так. У дофамина много функций, но давайте рассмотрим те, которые полезны в игрофикации:

  • Мотивация: Дофамин впрыскивается в преддверии события, требующего осознанной реакции (что не обязательно связано с получением удовольствия), и побуждает нас действовать. Что касается наград, дофамин вступает в дело в предвосхищении награды, а не по факту [1] (в психологии этот феномен известен как incentive salience - значимость стремления, в противоположность значимости цели).
  • Обучение: Дофамин активно участвует в формировании в мозгу ассоциаций между деятельностью и последствиями (2). Андреа Кушевски просуммировала это так:

Подходящий повод для обучения = Новая деятельность -> генерирует дофамин -> вызывает состояние повышенной мотивации -> что в свою очередь подстёгивает увлечённость и подготавливает нейроны -> возникают благоприятные условия для нейрогенеза + увеличивается синоптическая пластичность (то есть появление новых нервных связей, или обучение) (3).

Стимуляция дофамина методами игрофикации

Выброс дофамина вызывают новые ситуации (или, как они называются выше, новая деятельность). Так что обеспечьте системы, позволяющие исследование и освоение. Свободолюбивые пользователи будут в восторге! Или же можно обратиться к предвосхищению потенциальных наград с помощью достижимых целей (см. SMART). Андреа опубликовала серию замечательных статей про роль дофамина (и окситоцина) в сексе и удовольствии. Третья статья в серии подробно рассматривает влияние факторов неопределённости, внушения и прочих на получение удовольствия (4). Всё это следует учесть в разрабатываемых системах.

Окситоцин

Окситоцин играет ведущую роль в создании близости (между родителями и детьми, возлюбленными, друзьями так далее), давая чувство удовлетворения жизнью. Исследования показывают, что это может происходить даже опосредовано - например, Пол Зак утверждает, что при использовании социальных сетей вроде Твиттера могут возникать такие же биохимические процессы, как при влюблённости! (5) Кроме того, доказано влияние окситоцина на повышение доверия внутри группы, персонального альтруизма, возбуждения, привязанности и многого другого. Есть и обратная сторона медали. Вопреки прежней гипотезе о том, что окситоцин связан только с доброй стороной отношений, похоже, что усиление эмоций и реакций в социальном контексте не всегда положительно. В зависимости от ситуации, оно может привести к разжиганию злости и неприятия (6)(7).

Стимуляция окситоцина методами игрофикации

Интересно то, что окситоцин вырабатывается в ответ на увлекательный сюжет. Это одна из причин, почему истории запоминаются лучше, чем сухие факты (или нудные презентации!). Именно благодаря нему зритель или читатель начинает сопереживать вымышленным героям (8). Несколько отходя от темы, следует сказать, что мозг воспринимает историю почти так, как если бы в центре событий были мы сами - вот почему он охотно запоминает происходящий вымысел! Так что добавьте в свои системы социальный аспект. Как уже говорилось, такие вещи как Твиттер могут создавать связи и чувства, сравнимые с влюблённостью. Социальщики обожают это. Создавайте системы, позволяющие проявлять альтруизм, поскольку самоотверженная помощь создаёт связи и вызывает всплеск окситоцина - к чему и стремятся пользователи-филантропы. Кстати, самое время кого-нибудь обнять (серьёзно!).

Серотонин

Серотонин управляет настроением. Его обилие делает нас радостными, а недостаток - несчастными (это упрощённо!) (9). Он выделяется от чувства нужности, важности и гордости - например, когда нас благодарят или когда мы чего-то достигли, приложив заметные усилия. Если человек чувствует ненужность и всеобщую неблагодарность, то уровень серотонина падает.

Стимуляция серотонина методами игрофикации

Для начала ваши системы должны вести учёт достижений (хотя бы и виртуальными значками!). Выброс серотонина возникает даже в ответ на воспоминания о прошлом, в котором чувствовал себя нужным или важным. Значки или трофеи напоминают пользователям о былых успехах и о гордости, испытанной однажды. Также обеспечьте пользователям возможность как-либо благодарить друг друга. Это может быть простая кнопка "Спасибо" или "Нравится" или система дарения фишек, типа звёздочек или голосов. Или же система подарков, которые пользователи могут посылать друг другу (что также способно вызвать повышение окситоцина для дарителя - порадуйте филантропов!). В общем, годится всё то, что дарит пользователям чувство нужности и важности со стороны вас и других пользователей.

Эндорфины

Эндорфины - естественные опиоиды, вырабатывающиеся в ответ на различные стимулы. От их впрыскивания нам хорошо, а если точнее - то мы испытываем настоящую наркотическую эйфорию, ведь именно так, например, действует морфий. Также они приглушают боль и усталость в ответ на стресс (в частности, стресса от боли), что открывает нам второе дыхание. Именно благодаря эндорфинам бегуны достигают финишной черты, хотя внутренне чувствуют, что силы на исходе (10). Эндорфины впрыскиваются и при менее интенсивной деятельности - скажем, во время видеоигр. Преодоление игрового испытания вызывает всплеск эндорфинов ничуть не хуже, повышая нашу самооценку и давая чувство свершения (11).

Стимуляция эндорфинов методами игрофикации

Легче всего вызывать всплеск эндорфинов, обеспечив возможность пользователям получать достижения. Вместо награждения за простое нажатие кнопки задайте им вызов, требующий умения и упорства. Успешный труд вызовет состояние "фьеро" [исп. ярый; состояние пьянящего триумфа над противником] и может создать выброс эндорфинов. Карьеристы и игроки обожают это!

Итог

Это лишь небольшая часть нейромедиаторов, задействованных в методах игрофикации. Источники, по которым писалась статья, расскажут вам гораздо больше. Знание этих механизмов необходимо, чтобы уметь средствами игрофикации воздействовать на настроение и поведение на биохимическом уровне - что крайне мощный инструмент в умелых руках (и потенциально опасный в неумелых). Огромное спасибо Андрее Кушевски за экспертную проверку содержимого статьи! Если тема вас интересует, обязательно почитайте её публикации!

Бонус-уровень: типы пользователей и их любимые нейтромедиаторы.

  • Карьерист (освоение): эндорфины, дофамин.
  • Социальщик (общинность): окситоцин, серотонин.
  • Филантроп (осмысленность): дофамин, окситоцин, серотонин.
  • Свободолюб (самостоятельность): дофамин.
  • Игрок (награды): дофамин, эндорфины, серотонин.

Источники

1. John D. Salamone, Mercè Correa. The Mysterious Motivational Functions of Mesolimbic Dopamine. Neuron, 2012; 76 (3): 470 DOI:10.1016/j.neuron.2012.10.021

2. Puig MV1, Miller EK. The role of prefrontal dopamine D1 receptors in the neural mechanisms of associative learning. Neuron, 2012 74(5):874-86 DOI 10.1016/j.neuron.2012.04.018

3. Kuszewski, Andrea. "You Can Increase Your Intelligence: 5 Ways to Maximize Your Cognitive Potential." Scientific American Global RSS. N.p., n.d. Web. 01 Jan. 2015. <http://blogs.scientificamerican.com/guest-blog/2011/03/07/you-can-increase-your-intelligence-5-ways-to-maximize-your-cognitive-potential/>

4. Kuszewski, Andrea. "The Science Of Pleasure: Part III- The Neurological Orgasm." Science 2.0. N.p., 26 Aug. 2010. Web. 30 Dec. 2014. <http://www.science20.com/rogue_neuron/science_pleasure_part_iii_neurological_orgasm>

5. Zak, Paul J. "The Top 10 Ways to Boost Good Feelings." Psychology Today. N.p., 7 Sept. 2013. Web. 01 Jan. 2015. <http://www.psychologytoday.com/blog/the-moral-molecule/201311/the-top-10-ways-boost-good-feelings>

6. Concordia University. "'Love hormone' oxytocin carries unexpected side effect." ScienceDaily. ScienceDaily, 22 January 2014. <http://www.sciencedaily.com/releases/2014/01/140122112626.htm>.

7. "The Dark Side of Oxytocin." Association for Psychological Science RSS. N.p., 29 July 2011. Web. 04 Jan. 2015. <http://www.psychologicalscience.org/index.php/news/releases/the-dark-side-of-oxytocin.html>.

8. Weldone, Michele. "Your Brain on Story: Why Narratives Win Our Hearts and Minds." Pacific Standard. N.p., 22 Apr. 2014. Web. 26 Dec. 2014. <http://www.psmag.com/navigation/books-and-culture/pulitzer-prizes-journalism-reporting-your-brain-on-story-why-narratives-win-our-hearts-and-minds-79824/>

9. What is serotonin? What does serotonin do? Medical News Today. Medi Lexicon International, 1 Sept. 2014. Web. 27 Dec. 2014.

10. "Hacking Your Happy Chemicals: Dopamine, Serotonin, Endorphins, & Oxytocin." The Utopian Life. N.p., 14 Oct. 2014. Web. 02 Jan. 2015. <http://www.huffingtonpost.com/thai-nguyen/hacking-into-your-happy-c_b_6007660.html>

11. Lee, Kevan. "Games and Your Brain: How to Use Gamification to Stop Procrastinating." Buffer Social. N.p., 27 June 2013. Web. 01 Jan. 2015. <https://blog.bufferapp.com/brain-playing-games-why-our-brains-are-so-attracted-to-playing-games-the-science-of-gamification>

Оригинал в свободном доступе.Вы также можете прочитать и прокомментировать в Гугл-документе, а на Человеческих переводах - сравнить с оригиналом.