Предельно бессистемные размышления

Блог о гейм-дизайне MMORPG и игр-сервисов

Виртуальные миры и виртуальный отпуск

Или что я делал на отдыхе

25 июня 2004

Последние несколько недель я показывал красоты северной Австралии заезжим родственникам из США. В свободное время (то есть в минуты лежания в кровати перед сном) я размышлял о сути виртуальных миров и что интересного они могут показать пользователям. Само собой, засыпая, я совместил эти две мысли и задумался о сходстве между отпуском и виртуальным миром.

Общего не так уж мало. В конце концов, виртуальные миры - это места, где люди спасаются от повседневности, как и в поездках в эзотические страны. Конечно, виртуальный мир - не то же самое, что путешествие в необычную точку света, но это мы ещё обсудим.

Кстати, не следует воспринимать этот текст слишком серьёзно.

Перечислим черты отпуска и сравним их с виртуальными мирами.

Причины поездки:

  • Эскапизм: Одна из причин ехать в отпуск - это развеяться от быта: либо от его стресса, либо от скуки. Хорошая поездка - та, которая заставляет туриста временно позабыть о повсегдневных проблемах. Виртуальные миры стремятся к тому же, иногда даже слишком успешно.
  • Посещение друзей и родственников: Хотя навестить родственников в виртуальном мире возможно, в этом нет никакой необходимости, ведь можно просто позвонить. Кроме того, зачем посещать родственников в виртуальности, когда основная цель визита - это сэкономить на отеле? ;-)
  • Отдых: Приехав в экзотическую точку мира, многие просто валяются на пляже и любуются видом. Современные виртуальные миры, наоборот, подталкивают игроков к деятельности. Возможно, нам следует предоставить возможность передохнуть в красивой местности, где неигровые персонажи будут подносить виртуальные маргариты.

Осуществление поездки:

  • Планирование: Будущий турист сначала должен определиться, куда он отправляется, как он туда доберётся и что он будет делать по прибытии.

Игрок виртуальных миров должен сначала решить, в каком мире он будет играть и что конкретно будет в нём делать.

  • Путеводители: Туристы приобретают альманахи перед поездкой или разбирают брошюры по прибытии. Также они могут нанять гида в рамках покупки тура.

Возможно, в виртуальных мирах есть ниша для туристических брошюр. “ЭКСКУРСИИ НА ВНЕДОРОЖНИКЕ К ТУМАННЫМ ГОРАМ $122. ПИТАНИЕ ВКЛЮЧЕНО. СО СВОИМ ОРУЖИЕМ, БРОНЁЙ И КРЕМОМ ДЛЯ ЗАГАРА.”

  • Бюджет: Прежде чем отправиться в поездку, турист должен заработать на неё. Цена путешествия в большинстве случаев ограничивает количество поездок одной в год. Это (возможно) даже хорошо, потому что Земля невелика, и вечный турист бы посетил все курорты за пару лет.

Большинство виртуальных миров заставляют игроков “зарабатывать” деньги сражениями с монстрами и собиранием ресурсов. Это несколько странно, ведь также игроки должны заработать настоящие доллары, чтобы заплатить за доступ. Зачем работать в виртуальности так же, как и в реальности?

  • Время пути: В реальной жизни для совершения путешествия и для перемещения между туристическими точками требуется время. Туристы всегда хотят сократить время пути, но на деле это плохо скажется на их отдыхе: чем труднее достичь пункта назначения, тем выше он ценится. И если бы на все курорты можно было попасть мгновенно, они скоро бы надоели и туристы остались бы ни с чем.

Виртуальные миры стараются исключить время пути. Возможно, это ошибка.

Чем туристы занимаются в отпуске:

  • Достопримечательности: Каждый турист обязан посетить местные достопримечательности, сфотографировать их и хорошенько насладиться видом, прежде чем вернуться к автобусу.

В виртуальных мирах, за исключением цикла “Myst”, живописные виды отсутствуют.

  • Общение: Отдыхающие общаются с четырьмя типами людей.

Они общаются с родными и близкими, отправившимися вместе с ними. В виртуальном мире это несложно.

Они общаются с обитателями курорта, к примеру, своими родственниками. В виртуальном мире это несложно.

Они общаются с другими туристами. В виртуальном мире это несложно (и приветствуется).

Они общаются с экзотическими местными. Мои гости с удовольствием побеседовали с местным жителем, однажды поймавшим пятиметрового крокодила и теперь заведовавшим буйволовой фермой. Современные виртуальные миры не уделяют внимания компьютерным персонажам (разве что выступающим как живые магазины), так что этот вид общения в них отсутствует. Но кто бы отказался поговорить с Горлумом?

  • Занятия: Туристы придаются разным занятиям. В частности, это спорт (водные лыжи, погружение с аквалангом, прыжки с высоты со страховкой, греко-римская борьба с крокодилами…), который сложно, но возможно сымитировать в виртуальном мире. Также этом умственные занятия, к примеру, изучение нового языка (см. ниже).

Современные виртуальные миры предоставляют только ограниченый круг занятий: всего лишь сражения и старательство. Возможно, следует добавить и другие развлечения по примеру курортов… “ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ НАД ГОНДОРОМ!”

  • Кругозор: Многие туристы с удовольствием расширяют личный кругозор. Например:

Знания о местах, где побывал: Во время посещения Улуру (он же Эрс-Рок) отдыхающие не только смотрят на сам монолит, но и читают о культурной роли этого места в туристическом центре. Также они узнаЮт о местных растениях и животных. Современные виртуальные миры не изобилуют историей и прописанностью мест… “ПОСЕТИТЕ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ОДИНОКОЙ ГОРЫ И УЗНАЙТЕ ИСТОРИЮ ПОДГОРНОГО КОРОЛЕВСТВА! ЖИВЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ КОВКИ МИФРИЛЛА!”

Культура: Во время экскурсий отдыхающие знакомятся с культурой местных жителей. В виртуальных мирах компьютерных персонажей мало (кроме живых магазинов), так что культуры у них тоже нет, что не позволяет игрокам изучить мир с этой стороны.

Универсально полезные знания: По ходу дела туристы осваивают лыжи, акваланг и рецепты карри. Эти умения полезны и по возвращению домой. Возможно, в виртуальные миры следует добавить курсы готовки и других полезных навыков.

Новый язык: Многие туристы с удовольствием подхватывают местный язык. Возможно, виртуальный мир вроде “Средиземья Онлайн” сумел бы научить игроков эльфийскому. Или же мир мог бы совмещать играющих из разных стран на одном сервере, чтобы англоговорящие могли выучить японский и наоборот.

Покупки: Как же без них! Хотя виртуальные миры позволяют приобретать виртуальные товары, они не дают взять эти сувениры с собой в реальность. Возможно, виртуальный мир мог бы высылать сувениры на заказ (за реальные деньги) при условии посещения игроками виртуальной достопримечательности… “МОЙ БРАТ ПОБЫВАЛ В МОРДОРЕ И ПРИВЁЗ МНЕ ТОЛЬКО ЭТУ ДУРАЦКУЮ МАЙКУ”

Погружение в аборигенный образ жизни: Это можно было бы объединить с кругозором, но всё же это несколько другое, поскольку процесс важнее знания. Мои гости с удовольствием посетили буш, попробовали традиционную еду (диких муравьёв с лимонным соком) и побегали от буйволов. (Некоторые аборигены всё ещё живут таким образом в заповеднике Какаду. Но большая часть просто питается в “Макдональдсе” и KFC.) Виртуальные миры ограничивают аборигенный образ жизни сражениями, но это поправимо… “ПООБЩАЙТЕСЬ С ЭЛЬФАМИ ЛОРИЕНА, ПОБЫВАЙТЕ НА ЭЛЬФИЙСКОМ ТОРЖЕСТВЕ, РАЗУЧИТЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЭЛЬФИЙСКИЕ ПЕСНИ”

  • Игры: В отпуске люди играют в игры, например, в карты (скучая в автобусе) и шаффлборд (скучая на корабле). Виртуальные миры могли бы предоставить больше мини-игр, дающих поводы пообщаться… “СЫГРАЙТЕ В БОУЛС В ХОББИТОНЕ”
  • Еда и напитки: Младенцы изучают окружающий мир, пробуя всё на вкус. Туристы тоже изучают новое место, пробуя его на вкус… точнее, поедая огромные порции местных блюд. Пожалуй, здесь виртуальным мирам предложить нечего.

Некоторые стороны отпуска сложно классифицировать:

  • Фотографирование и видеосъёмка: Все любят снимать. Виртуальные миры позволяют игрокам фотографировать (делать снимки экрана), но над этим можно поработать. Почему бы не снимать “фотографию” в более высоком качестве, чем обычный игровой процесс, чтобы она могла украшать рабочий стол и всегда радовать? Конечно, игроки захотят сняться рядом со знаменитыми героями и взять их автографы. (Не забудьте добавить моргание во время сохранения виртуальной фотографии.)
  • Пищевое отравление, инфекции, травмы, укачивание и другие расстройства: Виртуальным мирам не стоит это симулировать.
  • Утерянный багаж: Разрывы соединения считаются?
  • Сборы и распаковка: В виртуальных мирах это называется “инвентарь”.

Конечно же, во многих важных вопросах виртуальные миры принципиально отличаются от отпуска:

  • Настоящие туристы не пытаются изменить курорт (разве что иногда мусорят). Виртуальные игроки обожают изменять мир и иногда ставят это главной целью.
  • Настоящие туристы уезжают после недели-двух отдыха, после чего не возвращаются хотя бы год. Виртуальные миры стараются удержать туристов несмотря на то, что на всех экскурсиях они уже побывали по нескольку раз.
  • Поскольку игроки проводят так много времени в виртуальном мире, они формируют между собой тесные связи (и конфликты). Настоящие туристы редко успевают образовать связи (и конфликты).
  • Настоящие туристы обычно не дерутся с другими туристами. Современные виртуальные миры, напротив, поощряют это.
  • Настоящих туристов берегут от опасности из-за дороговизны страховых выплат. В реальности все ущелья Мории были бы оборудованы перилами, и ни о каком сражении с балрогом не могло бы быть и речи.
  • Многие настоящие курорты переполнены туристами. В виртуальном мире это не обязательно, ведь всегда можно создать новую копию локации. Кроме того, если в виртуальном мире очередь в буфет слишком затягивается, всегда можно убить человека перед собой; но не пробуйте это в реальности!

Полезно ли это сравнение? Возможно. А может и нет. Но оно позволяет взглянуть по-другому, хотя и не слишком серьёзно.