Предельно бессистемные размышления
Блог о гейм-дизайне MMORPG и игр-сервисов
Виртуальный мир как платформа
5 сентября 2004
В одной из предыдущих статей я упомянул, что считаю виртуальные миры платформами. Это стоит рассмотреть подробнее.
Представьте, что вы создали виртуальный мир… пространство с живописными пейзажами, по которому может перемещаться персонаж. Вы проводите всё время, любуясь великолепным лесом и захватывающе высокими горами. Когда вид наскучивает, персонаж отправляется искать новое место. А когда и это наскучит?
Можно початиться. Теперь вы в мире не одни: кругом ходят люди и разговаривают друг с другом. Можно даже выражать эмоции, запуская соответствующие анимации персонажа. Это занимает вас ещё на какое-то время, но в конце концов тоже наскучивает. Что тогда?
Как насчёт предусмотреть игры, чтобы люди могли играть друг с другом? Позволить им сражаться, пилотировать самолёты, играть в прятки… Продержит ли это ваш интерес? Да, некоторое время, но не навсегда…
И так далее.
Виртуальные миры сами по себе быстро наскучивают. Чтобы поддерживать интерес, разработчики добавляют мини-игры и занятия. Чтобы предотвратить отток заскучавших игроков, мир постоянно меняется и растёт (по физическим размерам, равно как и количеству мини-игр и занятий).
Почти все современные виртуальные миры основаны на единственной основной мини-игре: CRPG (как “Morrowind” и “Neverwinter Nights”). Некоторые основаны на транспортном симуляторе, в частности, космическом бое. Одна, “Star Wars Galaxies”, даже объединяет оба типа в одном мире. Я думаю, что со временем появится всё больше виртуальных миров, основанных на нескольких мини-играх, подобно “Star Wars Galaxies”.
Какие мини-игры подходят виртуальному миру?
Сольные мини-игры
Вот несколько игр для одного игрока, подходящих виртуальному миру. (Заметка: сольные мини-игры плохо сочетаются с виртуальными мирами потому, что не побуждают играть совместно; см. Качества хорошей мини-игры.)
- Приключения и интерактивная литература: Как обычные жанровые представители.
- Программирование компьютерных персонажей: Игроки могут попробовать “запрограммировать” искусственный интеллект.
- Питомец: Очень популярно в виртуальных мирах.
- Чтение новостей о событиях виртуального мира
- Созерцание пейзажей: Пока виртуальным мирам не достаёт для этого качества графики и звука, но это изменится.
- Истории: Пользователь может войти в виртуальный мир для того, чтобы услышать истории от компьютерных персонажей. В трёхмерном виртуальном мире их можно даже увидеть в качестве сюжетных вставок.
- Беседы с компьютерными персонажами: Однако большая часть современных виртуальных миров не может похвастаться персонажами, с которыми есть о чём поговорить.
Мини-игры для одного или нескольких игроков
В некоторые мини-игры можно играть как одному, так и с небольшой компанией.
- Создание собственных мини-приключений: Игрокам виртуального мира нравится создавать собственные приключения и “содержимое”.
- CRPG: Убивайте орды монстров, собирайте добычу… всё как у всех. Это настолько распространено, что многие не могут представить виртуального мира без этих элементов.
- Исследование: Бродите по местности, любуйтесь пейзажами или эксперементируйте с физикой.
- Игры в бога: Управляйте собственным городоам в духе “SimCity” и “Zoo Tycoon”.
- Публикуйте новостные заметкии о событиях виртуального мира
- Стратегии в реальном времени: Управляйте армиями и посылайте их в бой.
Мини-игры для нескольких игроков
Некоторые мини-игры требуют небольшой компании.
- Карты: Классическое времяпрепрвождение.
- Чат: Само собой.
- Шахматы и шашки: Тоже классика.
- Спортивные состязания: Стрельба из лука и так далее.
- Дебаты: Вряд ли, но возможно.
- Традиционные ролевые игры: Некоторые виртуальные миры, например, от фирмы Skotos, предполагают “рассказчика”, создавая ощущение традиционной настольной ролевой игры.
- Прятки: Любимая всеми игра, но в виртуальных декорациях.
- Рыцарский турнир: Разновидность сражений между игроками.
- Встречи с виртуальными друзьями в реале: Всегда интересны. Это не вполне игра, но тем не менее неотъемлемая составляющая участия в виртуальных мирах.
- Организация мероприятий: Некоторым людям нравится организовать других людей.
- Сражения между игроками: Почему бы вместо монстров не убить других персонажей игроков?
- Гонки: На своих двоих, на лошади или в транспортном средстве.
- Поисковый забег: Классическая подвижная игра (прим. пр.: в которой состязающиеся стараются раньше всех найти обычные и абсурдные объекты, перечисленные в раздаваемым всем списке), только в виртуальном мире.
- Викторины: Ещё одно классическое развлечение.
Мини-игры на много игроков
Некоторые мини-игры требуют крупной группы.
- Захват флага: Ещё одна классическая игра в виртуальном мире.
- Экономика (производство): Вариация классической видеоигры “Лимонадный киоск” (прим. пр.: “Lemonade Stand” - популярная игра 1973 года, текстовый экономический симулятор самодельного лимонадного киоска, который в свою очередь является традиционной забавой детей школьного возраста в США, знакомящей их с идеей малого бизнеса.)
- Экономика (торговля): Покупайте товары в одной части мира и продавайте их дороже в другой.
- Сплетни: Узнайте, что волнует население.
- Сражения гильдия на гильдию или королевство на королевство: Убивайте друг друга группами.
- Управляйте виртуальным бизнесом
- Спорт (команды): Почему бы не провести спортивное соревнование в виртуальности?
- Спорт (зрители): Почему бы не поболеть за команды?
- Политика: Попытайтесь занять кресло мэра.
- Ролевой отыгрыш: Типичная мини-игра в малых виртуальных мирах.
Мета-игры
Создание виртуального мира тоже мини-игра.
- Создайте собственный виртуальный мир: Для себя, друзей или незнакомых людей.
- Поломайте виртуальный мир: Многим людям нравится взламывать виртуальные миры или искать дыры в балансе.
Другие мини-игры?
Я сумел вспомнить немало мини-игр, но список явно не полон. Призвав на помощь воображение, вы наверняка сможете его удвоить.
Качества хорошей мини-игры
Что делает мини-игру хорошей? Я не вполне уверен, но вот некоторые принципы:
- Её процесс должен воспроизводиться на компьютере.
- Большинство мини-игр виртуальных миров уступают своим самостоятельным аналогам. Чтобы мини-игра подходила виртуальности, должны быть какие-то преимущества в участии нескольких игроков или взаимосвязи с другими мини-играми.
Например: MMORPG основаны на CRPG, но в качестве таковых сильно уступают сольным играм. Они успешны потому, что MMORPG обеспечивают возможность играть вместе с другими людьми и связаны с другими мини-играми, такими как экономика.
- Мини-игра должна быть устойчива к читерам. Одна из проблем приключенческих игр и викторин (перечисленных выше) в том, что в них легко сжулить. Когда игрок читерит в сольной игре, то вредит только себе самому, однако виртуальные миры (для некоторых) являются соревнованием, так что обман в виртуальности - это самоутверждение за счёт других.
- Совсем маленькие игры нельзя продать по отдельности, но можно - в составе продукта.
Например: Чаты в сети в достатке. Однако большинство игроков в MMORPG проводят значительную часть времени в чате (и, следовательно, за него платят).
Бизнес-мотивация за мини-играми
Зачем компании объединять мини-игры в виртуальный продукт? Почему бы не реализовывать их по отдельности?
- Совокупности ценнее, чем его составляющие. (См. Качества хорошей мини-игры)
- Игроки предпочтут вносить одну абонентскую плату, чем множество разных. В результате виртуальные миры с бОльшим ассортиментом мини-игр вероятнее привлекут и удержат потребителей. (Сравните с кабельным телевидением… Вы платите только одному поставщику кабельного за 50 с лишним каналов сразу.)
- Одно магазинное место для множества игр: Занять место на полке магазина дорого и сложно. Объединение несколько игр в одну коробку уменьшает прибыль от продаж коробок, но потенциально увеличивает подписки (что и является источником дохода виртуальных миров).
- Узнаваемый бренд и привлечение внимания: Если потребитель хочет сыграть в конкретный жанр, скажем, гонки, он скорее приобретёт игру у знакомой компании. Кроме того, если игра уже представлена в мире, где у пользователя оформлена подписка, то вряд ли он потянется к конкурентам.
Итог
Не стоит думать о виртуальном мире как об отдельной игре. Думайте о нём как о платформе, поддерживающей разнообразные игры и занятия.